Ранний железный век в регионе

Скифский боевой топорРанний железный век датируется на Дону и Северном Кавказе VIII в. до н.э. - серединой IV в. н.э. Способ добычи железа из бурых руд стал известен еще во второй половине II тыс. до н.э. (племена срубной культуры), но в течение длительного времени железо было дорогим металлом, употреблявшимся для изготовления украшений и парадного оружия. Лишь с рубежа VIII-VII вв. до н.э. представители кобанской, а затем и других культур преодолели основные трудности в освоении железа. Железные орудия этого времени еще не закалялись, придание твердости достигалось путем науглероживания, когда в горне раскаленное железо долго соприкасалось с углем. С VIII в. быстро растет ассортимент, количество и качество изделий из железа, которые стали интенсивно вытеснять бронзовые и каменные предметы.

В отличие от меди и олова, необходимых для производства бронзы, железо встречается практически повсеместно - и в горных районах, и в болотах, глубоко под землей и на ее поверхности. Таким образом, области, занимавшие монопольное положение в производстве бронзы (Кавказ), потеряли монополию на производство металла и их догнали регионы, бедные медными рудами (Приазовье).

Эпоха раннего железа - это время перехода степных племен края к развитому кочевому скотоводству. Оседлые земледельцы, благодаря железным орудиям, смогли освоить новые приемы агротехники, животноводства, различных ремесел. Произошло обособление ремесла, появились новые виды оружия. Образование значительного прибавочного продукта привело к появлению новых форм общественной организации. В племенах, состоявших из имущественно и социально однородных общинников, выделилась родовая аристократия. Битва скифских воиновПерераспределение общинной собственности привело к частым военным столкновениям, в ходе которых возникли дружины профессиональных воинов, а позднее и военно-политические союзы племен. Войны между ними стимулировали развитие рабства и возникновение новых общественных институтов. Эти процессы неуклонно способствовали разложению первобытнообщинного строя, замене родовых отношений соседскими и формированию территориальной общины. Именно на эпоху раннего железа приходился расцвет древних обществ Северного Кавказа, время создания классового общества и первых государственных образований (Кавказская Албания).

В эпоху раннего железа появились новые исторические источники, связанные с возникновением государственности, городской цивилизации и письменности.

Греческая надпись на мраморной плите из Танаиса Литературные и эпиграфические источники по истории края представлены свидетельствами писателей, чаще всего греческих и римских, надписями на каменных плитах, предметах быта и иных вещах.

Битва Ахилла с амазонкойПервые, окрашенные в мифологические тона, представления греков о Причерноморье выразились в "Одиссее", сказаниях о героических походах аргонавтов, легендах об амазонках. Они, несомненно, отражали начальные этапы великой греческой колонизации.

Литературные источники по жанру, содержанию и информативности весьма разнообразны. Ценность их зависит не только от добросовестности и мастерства автора, т.е. субъективных качеств исполнителя, но и от объективных условий, в которых создавалось то или иное творение. Немаловажную роль играет и время его появления.

В силу различных причин внутреннего и внешнего порядка (таких, как, например, развитие общественных отношений в античном обществе, политическая борьба, колонизация и т.д.) описание варварских народов - киммерийцев, скифов, савроматов, сарматов, меотов - принимало различные формы, от восторженно возвышенных, подчеркивающих "добродетели" туземного населения, до резко отрицательных, рисующих варваров "коварными" и "кровожадными". Уже одно это обстоятельство заставляет нас с осторожностью пользоваться информацией, содержащейся в литературных источниках.

В период расцвета в регионе греческих колоний, которые поддерживали тесные экономические и культурные связи с метрополиями, наряду с обширными историческими трудами стали появляться обстоятельные руководства для купцов и мореплавателей, периплы ("перипл" - "круговой объезд по морю") и перигерисы (землеописания), иногда отражающие реальные перемещения варваров и содержащие сведения о населении Северного Кавказа.

Киммерийцы, скифы,
савроматы и сарматы, меоты

В эпоху раннего железа территорию Приазовья и Северного Причерноморья населяли многочисленные номады - устойчивые кочевые сообщества.

Киммерийские изваянияКиммерийцы - первое из племен региона, чье имя сохранили источники. Прародиной киммерийцев было Нижнее Поволжье, откуда они в I тыс. до н.э. продвинулись в Северное Причерноморье. Судя по всему, киммерийцы - один из первых кочевых народов, заселивший в VIII в. до н.э. широкое пространство степей юга Восточной Европы от Днестра до Дона. У историков и археологов нет единства относительно происхождения киммерийцев. Скорее всего, они были потомками племен срубной культуры; возможно также, что киммерийцы - просто собирательное название для целого ряда номадов. В антропологическом отношении часть киммерийцев имела общие черты с населением территории Прикаспия (иранский тип).

От киммерийцев остались курганные захоронения, в частности, Гиреев курган (близ г. Аксай). Именем киммерийцев Геродот называл целые географические районы, в частности, Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и Киммерийскую землю (северо-восток Крымского полуострова). С VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы испытывали давление со стороны скифов, а позже, как писал Геродот, были ими полностью вытеснены на южное побережье Черного моря. Вероятно, некоторая часть киммерийцев смешалась со скифами и была ими ассимилирована.

Киммерийцы находились на этапе военной демократии. Они, как и другие кочевники, обладали хорошим легким конным войском, были вооружены луками, копьями и мечами из бронзы и железа. Греческие герои и киммерийские лучники (KIMEPIOS). Калидонская охота.Для походов использовались и боевые собаки. Благодаря подвижности войска, киммерийцы совершали быстрые набеги, от которых страдали Ассирия, Лидия и Урарту. Однако в VI в. лидийский царь Аллиат разбил киммерийцев. Часть их осталась в Малой Азии, а некоторые вернулись на свои исконные территории, т.е. в Северное Причерноморье. Дальнейшая их судьба практически неизвестна.
 

Изображение скифского лучника на греческой вазе 480 г. до н.э.Изображение скифа с лошадью на греческой амфоре 540 г. до н.э.


Скифы впервые упомянуты в источниках как участники антиассирийской коалиции 70-х гг. VII в. Однако данному событию предшествовали и появление скифов в Передней Азии, и изгнание ими киммерийцев из Северного Причерноморья. Согласно исторической традиции, скифы были вытеснены из Южной Сибири своими восточными соседями - массагетами и заняли обширные пространства степей между Дунаем и Доном. Территория проживания скифов именовалась античными авторами Скифией. Согласно одной из распространенных гипотез, предками скифов были племена срубной культуры.

Змееногая богиня скифовРасселившись на огромной территории, скифы создали самобытную культуру, которая оказала значительное влияние на соседние племена, прежде всего на население степной и лесостепной зон к северу от Черного моря (главным образом по течению Среднего Днепра, Верхнего Дона и Прикубанья). В  ареале скифской культуры, датируемой VII-III вв. до н.э., выделяется много локальных вариантов, связываемых как со скифскими, так и с нескифскими народами. Античные авторы использовали этноним "скифы" применительно ко всей этнокультурной общности, которую составляли отличные друг от друга по языковой принадлежности и хозяйственному укладу племена. Однако непосредственно под этнонимом "скифы" следует понимать прежде всего скифов-кочевников.

Вслед за киммерийцами скифы совершили серию походов из Северного Причерноморья в Закавказье и на Ближний Восток. Основной дорогой их стал Прикаспийский путь через Дербентский проход, иногда использовались и другие перевальные тропы. Естественно, что не все население степной зоны Северного Причерноморья и Предкавказья ушло со скифскими ордами в Переднюю Азию. Часть его осталась и не исключено, что ушедшие поддерживали определенный контакт с оставшимися.

Украшение трона восточного царя, найденное в скифском курганеВ ходе пребывания в Передней и Малой Азии скифы сражались с Ассирией, Мидией, Нововавилонским царством. Неоднократно меняя союзников, скифы в течение нескольких десятилетий наводили ужас на местное население, - по словам Геродота, "все опустошали своим буйством и излишествами. Они взимали с каждого народа наложенную ими дань, но кроме дани совершали набеги и грабили, что было у каждого народа". Военно-политическая активность скифов в Азии длилась вплоть до начала VI в. до н.э., когда, побежденные Мидией, они вернулись на свои земли.

С момента возвращения скифов из Передней Азии начался собственно скифский период в истории южнорусских степей, о котором сохранились более или менее достоверные сведения в античных источниках. Вернувшись из походов, скифы составили господствующую группу кочевников, так называемых "царских скифов", считавших остальных скифов своими рабами. Именно они образовали ядро формирующегося государства, центр которого находился в низовьях Днепра.

В конце IV в. до н.э. Скифское государство потерпело ряд поражений в войнах на Балканском полуострове. Могущество скифов было подорвано. Активное вытеснение скифов из Северного Причерноморья началось в III в. до н.э., когда на исторической арене сформировался новый мощный племенной союз сарматов.

Скифская золотая бляшкаНа территории Скифии жили различные племена. Южные племена занимали степи от Нижнего Дуная до Дона и относились к североиранской группе. Часть их и именовалась Геродотом "царскими скифами". На западе скифы были соседями фракийских племен, а на востоке граничили с савроматами. Граница между скифами и савроматами проходила по р. Танаис. Между р. Ингул и Днепр, наряду с кочевниками, обитали "скифы-земледельцы". В Крыму обитали "скифы-кочевники".

На Северном Кавказе и в Прикубанье наряду с кочевыми скифами жили меоты и синды. Северную лесостепную часть Скифии заселяли нескифские племена.

Скифская нащитная бляха "Костромской олень" из Прикубанья Ареал скифской культуры (VII-III вв. до н.э.) достаточно широк и представлена она многими локальными вариантами. За время многолетнего пребывания в Передней Азии скифы испытали на себе влияние многих восточных (урартская, ассиро-вавилонская) и греко-ионийской культур. Возвратились они в причерноморские степи с культурой, существенно отличавшейся от той, которая осталась у населения, не участвовавшего в походах на Азию.

От скифского времени сохранилось огромное количество памятников археологии. Самые значительные из них связаны с заупокойным культом. На широком пространстве южнорусских степей исследованы сотни курганов рядовых кочевников, Нащитная бляха "Келермесская пантера"представителей аристократии и племенных вождей ("царей"). Огромный интерес представляют Келермесские курганы (левобережье Кубани), датируемые временем возвращения скифов из походов. В могилах вождей обнаружен богатейший погребальный инвентарь, часть которого составили военные трофеи из Передней Азии. Не менее известна и группа курганов у станицы Елизаветинской (дельта Дона). Эти памятники датируются более поздним временем - V-IV вв. до н.э. В одном из курганов у ст. Елизаветинской обнаружена каменная гробница с захоронением вождя.

Находки из скифских захоронений можно условно разделить на две группы:

(1) изделия собственно скифского производства, представленные бронзовыми котлами, костяными и металлическими изделиями в непревзойденном скифском зверином стиле, кухонная керамика, бытовые металлические изделия и др., и

(2) привозные, греческие изделия, зачастую изготавливаемые специально для скифов - парадные предметы вооружения с рельефными изображениями из античной и скифской мифологии, образцы престижной у скифов чернолаковой и краснофигурной греческой керамики, тарной посуды (амфоры), бронзового оружия и конской сбруи.

Сражающиеся скифыВооружение скифов включало лук и короткий меч-акинак, копье и дротики., что позволяло сражаться и в конном, и в пешем бою. Оно изготавливалось из железа, за исключением наконечников стрел, которые часто терялись в бою и на охоте (они отливались из бронзы).

Поселения скифского времени представлены чаще всего временными стоянками и зимниками. Последние, при благоприятном стечении обстоятельств, могли стать основой для формирования крупных поселений древности (Елизаветовское городище). Именно они позднее стали очагами ремесла и торговли, центрами греко-варварских этно-социальных контактов.

Сражающаяся амазонкаСавроматы - одно из немногих этнических названий номадов, которых античные авторы размещали на территории степного Подонья. Впервые оно упомянуто в той части труда Геродота, где он рассказывает о походе персидского царя Дария I. В столкновении персов и скифов савроматы выступили как самые верные союзники последних. В составе скифских отрядов савроматы вели патрулирование северного побережья Меотиды - Азовского моря. Описывая местоположение соседних со скифами племен, втянутых в скифо-персидский конфликт, Геродот не только четко определяет границы владений савроматов, но и обстоятельно передает легенду о происхождении савроматов.

Савроматский бронзовый котёл из Шолоховского кургана, V-IV в. до н.э.Памятники савроматской археологической культуры во многом напоминают скифские. Основу хозяйства обоих народов составляло кочевое скотоводство. Разводились главным образом лошади и овцы - скот, наиболее приспособленный к длительным перекочевкам. Крупного рогатого скота было меньше. Жилищами служили большие войлочные кибитки на четырех- или шестиколесных повозках. Они же использовались для сооружения круговых укреплений в случае нападений врагов. В быту применялись бронзовые полусферические котлы, глиняная посуда и другие вещи местного производства, а также предметы греческого импорта, которыми пользовалась в основном знать племен.

Железные панцирные чешуйки из Шолоховского кургана, V-IV в. до н.э.Часть пластинчатого щита (железные пластины скреплены железными скобами). Кащеевский курган, IV-III в. до н.э. Нижний Дон.Кочевники - как скифы, так и савроматы - всегда отличались большой воинственностью. Основным оружием у них был небольшой лук со стрелами, короткие мечи-акинаки, пригодные для пешего боя, копья, дротики. Длинные всаднические мечи и тяжелые копья, а также металлический доспех начали применяться савроматами гораздо раньше, чем скифами.

Железный меч "амазонки" из Сладковского кургана. Длина 73 см.

Железный наконечник копья "амазонки" из Сладковского кургана. Длина 41 см.
 
Железный наконечник стрелы "амазонки" из Сладковского кургана. Длина 4 см.   Бронзовый колчанный крючок "амазонки" из Сладковского кургана. Длина 6 см.
Бронзовый наконечник стрелы "амазонки" из Сладковского кургана. Длина 3 см.
 

Особенностью общественного строя савроматов была высокая роль женщин. Многие из античных авторов называют савроматов "женоуправляемыми". Один из авторов, Псевдо-Гиппократ, писал, что "их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротиками, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках, а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей." Украшения савроматки. V-IV в. до н.э.Действительно, в погребениях женщин-савроматок археологи часто находят предметы вооружений и конское снаряжение. Подобное погребение было обнаружено при раскопках Сладковских курганов (Нижний Дон). В коллективном захоронении IV в. до н.э. останки женщины находились на почетном месте. Помимо импортной посуды и украшений ее сопровождали разнообразные предметы вооружения - копье, меч, колчан со стрелами с бронзовыми и железными наконечниками. Рядом с "амазонкой" находилось захоронение коня с упряжью.

Период дружеских отношений между скифами и савроматами продолжался достаточно долго, до IV в. до н.э., пока Скифская держава была в силе. В течение определенного времени имело место мирное проникновение савроматов в Скифию, как, впрочем, и скифов в среду савроматов. Это могли быть и браки, и совместное участие в военных походах и т.д. После развала в конце IV в. до н.э. Скифской державы постепенно установилось политическое господство савроматов. Видимо, оно сопровождалось карательными экспедициями на скифские земли, чем и следует объяснить усиление оборонительных сооружений на скифских городищах Поднепровья. Настоящий факт не означал пока реального повсеместного присутствия савроматов на покоренной территории. Соотношение сил в степях региона существенно изменилось с образованием в III в. до н.э. военно-политического союза сарматских племен и его продвижения в Приазовье-Причерноморье.

Победа греков над амазонками. Аттический лекиф V в. до н.э.Геродот приводит интересную легенду о происхождении савроматов. По его словам, легендарные амазонки, потерпев поражение в битвах с греками у р. Термодонта (река в Каппадокии - местности, где в свое время обосновались киммерийцы), не по своей воле приплыли на кораблях к побережью Меотиды (Азовского моря), на котором жили скифы. Некоторое время спустя они вступили в связь со скифскими юношами. Это произошло на северном побережье Меотиды, у местечка Кремны, недалеко от р. Танаис. После заключения браков, не желая оставаться в скифских пределах, молодые семьи прародителей савроматов удалились из Скифии. Далее Геродот сообщает: "Переправившись через Танаис, они шли к востоку три дня спустя от Танаиса и три же от озера Меотиды к северу. Пришедши в местность, которую занимают и теперь, они поселились там. Отсюда савроматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду".

Не исключено, что в легенде о происхождении савроматов нашли отражение реальные события, связанные с формированием нового союза родственных племен кочевников, живших на территории Подонья-Приазовья и части кочевников, вернувшихся из переднеазиатских походов.

Сарматский фаларВ IV-III вв. до н.э. среди номадов начинает доминировать новое мощное объединение кочевников, известных под именем сарматов, которые надолго становятся ведущей политической силой в евразийских степях и особенно в Северном Причерноморье. Этноним "сарматы" первоначально обозначал группу кочевников, живущих к западу от Танаиса (р. Дон) на правобережье, но постепенно стал общим для обширного кочевнического мира евразийских степей, заменив прежнее имя - скифы. Плиний, описывая народы Северного Причерноморья, отмечает, что "имя скифов повсюду переходит в имя сарматов".

Сарматы на всем протяжении своей истории не представляли собой единого союза родственных племен. Это был скорее конгломерат номадов со сложными взаимоотношениями внутри него, включающий в себя и несарматские по происхождению народы. Географическое понятие Сарматия - т.е. область расселения сарматских племен - вполне определенно формируется у античных авторов начиная с IV в. до н. э., заменяя ранний термин Скифия.

Сарматский воинУспех расселения многочисленных сарматских племен - языгов, роксолан, сираков, аорсов, алан и др. - был связан не только с количественным составом их орд, но и превосходством в военном деле. Сарматы, будучи великолепными всадниками, были вооружены не только луками и стрелами, но и длинными мечами и тяжелыми копьями. Сарматы использовали и металлический доспех (пластинчатый и кольчужный). Этот комплект вооружения позволял им вести успешные сражения с легковооруженными местными племенами и штурмовать укрепленные поселения. Римский автор писал о сарматах: "Племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наравне с мужчинами".

Диадема из кургана ХохлачОдин из известнейших памятников сарматского времени на Дону - курган Хохлач под Новочеркасском, где обнаружены уникальные ювелирные изделия сарматских мастеров II в. до н.э. - I в. н.э. и предметы античной культуры, хранящиеся ныне в Эрмитаже.

Судьба сарматов была различна. Активное их взаимодействие с греческими городами Северного Причерноморья и Боспорским царством привело к сарматизации местного населения. В Танаисе и Елизаветовском городище сарматы также составляли большинство населения. В III-I вв. до н.э. сарматы племени сираков, проникшие на Северный Кавказ в среду меотов, практически полностью ассимилировали местное население, у которого распространились многие черты сарматской культуры, в том числе курганные погребения с прямоугольными могильниками.

Сираки в II-I вв. до н.э. занимали господствующие позиции среди других племен. Они враждовали с аорсами, что было вызвано различным происхождением союзов этих племен: если аорсы создали объединение, включившее в себя племена, по происхождению связанные с районами Поволжья, Приуралья и степей Казахстана и Средней Азии, то сиракский союз имел местные корни, восходящие к савроматам. Около II в. н.э. в сарматском союзе стали доминировать аланы, причем этот этноним был распространен на остальные сарматские племена.

Основным населением Прикубанья и Северо-Западного Кавказа являлись меоты. Собирательное название "меоты" было употреблено впервые Геродотом и его современником Геллаником Милетским, который сообщает, что "когда проплывешь Боспор, будут синды, выше же их - меоты-скифы". Античные историки называли страной меотов - Меотидой - территорию от Азовского до Черного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. Таманский полуостров занимало одно из меотских племен - синды.

Очевидно, что меоты Прикубанья были не родственны скифам и сарматам и относились не к иранской языковой группе, а к кавказскому праэтносу, предками их были кавказские племена эпохи бронзы. Названия племен - синды, тореты, псессы, фатеи, досхи, керкеты, зихи - сохранили многочисленные посвятительные надписи Боспорского царства IV-III вв. до н.э. Локализация большинства племен меотов на сегодняшний день вряд ли возможна.

У меотских племен в раннем железном веке существовало два уклада: земледельческий у оседлых племен и кочевое скотоводство у кочевников. Оседлые племена занимали восточное побережье Азовского моря и правобережье Кубани с притоками, кочевники - степную правобережную часть Прикубанья.

Древнейшие памятники культуры меотов восходят к VIII-VII вв. до н.э., а расцвет приходится на период с V в., когда создаются многочисленные меотские городища, окруженные фортификационными укреплениями - рвами и земляными валами. За пределами поселений находились грунтовые могильники. В отличие от кочевников, погребения близ городищ бедны заупокойным инвентарем.

Меоты знали развитое ремесленное производство и металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племен. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматским номадам, выступали и в качестве торговых посредников. Развитие производства, торговли, военные конфликты усиливали разложение первобытнообщинного строя и приводили к выделению родоплеменной знати, создававшей собственные дружины.

В Причерноморье меоты находились под сильным влиянием Боспорского царства, а в Прикубанье - под влиянием сарматов.