Остатки общественного здания в Пантикапее. II в. до н.э.

Греческая колонизация
Северного
Причерноморья.
Боспорское царство

Остатки общественного здания в Пантикапее. II в. до н.э.

Важнейшим событием в истории региона в I тыс. до н.э. стала греческая колонизация. Почти одновременно с приходом скифов, в VIII-VI вв. до н.э. на побережье Средиземного и Черного морей стали возникать колонии многих городов материковой и островной Греции, греческих полисов Малой Азии. Одним из основных направлений колонизации было Северное Причерноморье, где греки образовали ряд населенных пунктов: Пантикапей (совр. Керчь), Фанагория (на Таманском полуострове), Синдская гавань (позже - Горгиппия, совр. Анапа) и др. Самым северным поселением греческих колонистов явился Танаис на Нижнем Дону. Монеты из ТанаисаВсего греческие авторы сохранили свыше тридцати названий греческих городов-колоний, основанных в регионе в VII-VI вв. до н.э. Эти поселения возникали на месте корабельных стоянок, небольших эмпорий (торговых станций-факторий), т.е. тех мест, где контакты между греками и местными варварскими племенами становились регулярными.

Образование греческих поселений в прибрежной территории Черного и Азовского морей имело огромное значение для дальнейшего развития Северного Причерноморья, причем это влияние не следует оценивать как простой товарообмен между представителями народов, достигших разного уровня развития культуры. Существование античных городов, а позднее и государств (Боспорское царство) способствовало распаду родоплеменных отношений в среде земледельцев и кочевников. С другой стороны, почва для греческой колонизации была подготовлена исторически развитием Северного Причерноморья. Социальные процессы в среде скифских племен достигли достаточного развития для возникновения рабства и торговли, иначе сам процесс обмена был бы невозможен.

Голова Деметры. Фреска. Пантикапей. I в. н.э.Голова Афродиты из Пантикапея. Мрамор. I в. н.э. ГМИИ им. А,С, Пушкина.Однако наиболее ощутимым было культурное влияние центров античной цивилизации Средиземноморья на народы Северного Кавказа. Заимствование ряда технических навыков, знакомство с культурными достижениями Греции и синкретизация некоторых религиозных культов в дальнейшем привели к инфильтрации варварского населения в состав жителей античных городов Северного Причерноморья. Всё же процесс подобного влияния был двухсторонним - переселенцы из греческих метрополий заимствовали у местного населения тактику боя, некоторые виды вооружения и типы одежды.

В первые века н.э. античные города Северного Причерноморья подверглись "варваризации", главным образом под воздействием сарматов, а в III-IV вв. н.э. пали под ударами готов и гуннов.

 

Чернолаковая краснофигурная пелика из Елизаветовского кургана. IV и. до н.э.Золотая бляшка с изображением борющихся скифов из курганов Елизаветовского городища. IV и. до н.э.Одним из наиболее крупных памятников греческой колонизации на Дону и одновременно примером тесного взаимодействия греков и местного населения было Елизаветовское городище. Оно возникло как сезонное стойбище кочевников в конце VI - начале V вв. до н.э.

На протяжении большей части V в. до н.э. поселение оставалось зимником полукочевого населения, на что указывает отсутствие построек этого времени. К рубежу IV в. до н.э. под воздействием греко-варварской торговли поселение превратилось в полуоседлое, а затем и в постоянное - городского типа. Выгодное расположение его позволило кочевникам поставить под контроль важнейшие торговые коммуникации, проходившие по землям Нижнего Дона.

Во второй половине IV в. до н.э. Елизаветовское городище превратилось в крупнейшее в Северо-Восточном Приазовье. Город стал административным, торговым и ремесленным центром всего региона, в котором, видимо, размещалась и ставка родоплеменной знати. Золотая бляшка из курганов "Пять братьев". IV в. до н.э.Частью его являлся греческий городской квартал, влившийся в структуру варварского поселения, которое стало теперь контактной зоной не только между греками и местными жителями, но и между различными этнополитическими объединениями кочевников. Территория городища (площадь - около 44 га) была окружена двумя оборонительными поясами, каждый из которых состоял из глубокого рва и насыпей по сторонам. Близ городища находились курганы и могильники, наиболее известные из которых - группа курганов "Пять братьев".

Функционирование поселения прекратилось на рубеже IV-III вв. до н.э., очевидно, в связи с кровопролитными междоусобицами, которые охватили в это время Боспорское царство и в которые оказались вовлечены соседствующие боспорцам кочевые племена.

Последний этап в истории Елизаветовского поселения связан с основанием в конце 90-х гг. III в. до н.э. на территории покинутого городища греческой колонии-эмпория, возведенного боспорскими греками. Центральная часть покинутого городища была застроена жилыми и хозяйственными постройками на основе единого плана. Все дома создавались с использованием чисто эллинской строительной техники и представляли собой наземные строения на каменных цоколях с сырцовыми стенами.

Но существование эмпория не было продолжительным. Поселение погибло не позднее 60-х гг. III в. до н.э. в результате военного разгрома в связи с продвижением племен сарматов на территорию Скифии.

 

Стела с изображением юноши. Пантикапей. Мрамор.V в. до н.э. Эрмитаж.Около 480 г. до н.э. греческие города по берегам Боспора Киммерийского (Керченского пролива) объединились в единое государство - Боспорское царство, под эгидой Пантикапея, ставшего столицей страны. Первой правящей династией нового государства стали Архенакриты. Однако уже в 438 г. до н.э. власть перешла к правителям из рода Спартокидов, которые удерживали ее вплоть до 107 г. до н.э., когда государство было захвачено Митридатом VI Понтийским.

С конца V в. до н.э. обозначилось стремление Спартокидов к территориальному расширению государства. Цари Спарток I и его преемник Сатир I вели боевые действия на территории Крыма и северо-восточного побережья Черного моря. Основным объектом экспансии стала Синдика, присоединенная к Боспору путем длительных дипломатических переговоров, политических интриг и открытых военных действий. Голова сатира. Фанагория. III в. до н.э. Терракота.Затем были подчинены и другие племена Прикубанья и Восточного побережья. В третьей четверти IV в. до н.э. процесс формирования Боспорского царства завершился. В состав государства на северо-восточном берегу Черного моря вошли многочисленные греческие города, такие, как Фанагория, Гермонасса (Таманский полуостров) и Горгиппия (совр. Анапа), а также обширные территории, занимаемые варварскими племенами. На землях синдов и других народов возникла густая сеть многочисленных боспорских поселений сельского типа и усадьб. Восточная граница Боспорского царства в это время достигала района совр. Новороссийска.

IV в. до н.э. - время наивысшего расцвета Боспора. Государство стало одним из крупнейших экспортеров в города Греции многих важнейших товаров - хлеба, рыбы, кожи, шерсти и др. В ответ города Аттики, в первую очередь Афины, поставляли в северное Причерноморье вино, оливковое масло, престижную посуду, оружие и др.

Наличие значительных материальных ресурсов позволяло боспорским купцам совершать торговые экспедиции на север, основывать новые фактории и колонии, которые стали контактными зонами не только греков и варваров, но и различных этнополитических объединений кочевников. Так возникли Танаис и боспорский эмпорий на территории Елизаветовского городища.

В конце IV в. до н.э., после смерти Перисада I на Боспоре начались жестокие междоусобные войны его сыновей - Сатира, Евмела и Притана. В кровопролитных войнах, помимо жителей боспорских городов, принимали участие и племена кочевников. Район боевых действий охватывал все Прикубанье, а возможно, и Нижний Дон.

Воцарившись на боспорском престоле, Котий I вынужден был смириться с присутствием римских войск в некоторых городах. Последующие полтора века стали временем относительной стабильности и спокойствия в Северном Причерноморье, эпохой экономического расцвета боспорских городов, эпохой "сарматизации" их.

Статуя Неола, правителя Горгиппии. Мрамор. II в. н.э. ГМИИ им. А.С. Пушкина.Племенная знать и рядовые кочевники-сарматы нередко переселялись в города. Некоторые из варваров смогли достичь высоких постов в боспорской администрации, например, Неол (ставший наместником в Горгиппии). В конце II и первой половине III вв. н.э. большинство городских должностей в Танаисе и др. городах исполнялись негреками и потомками от смешанных браков. Соответственно этому процессу трансформировались культурные привязанности боспорского населения. Изменились даже имена правящей династии, среди царей известно несколько правителей, носивших имя Савромат.

Боспорское государство просуществовало до IV в. н.э. и пало под натиском гуннов.

 

Ритон из Семибратних курганов. V в. до н.э.Тесные связи с Боспорским царством были не только у сарматов, но и у меотских племен синдов, населявших Синдику. Синдикой именовались земли бассейна р. Кубань и часть Северного Причерноморья, а позднейшая боспорская Горгиппия возникла на месте синдского поселения - Синдской гавани (совр. Анапа). Часть синдских племен позже были подчинены Боспору. Однако ряд историков, основываясь на найденных монетах с этнонимом "Синдон", а также раскопках Семибратних курганов и городищ в низовьях Кубани (Семибратнее, Краснобатарейное и Раевское) полагают, что у синдских племен под влиянием Боспора возникло собственное государство во главе с царями, резиденцией которых и было Семибратнее поселение. Другие историки считают, что "цари" синдов были просто племенными вождями, а монеты с надписью "Синдон" чеканились в боспорской Горгиппии.

 

Цитадель Танаиса. РеконструкцияВ начале III в. до н.э. на месте совр. хут. Недвиговка на правом берегу Дона возник город Танаис, просуществовавший до IV в. н.э. Долгое время местоположение Танаиса для историков и археологов было загадкой, пока в XX в. он не был окончательно локализован. Согласно современным данным, Танаис первоначально был основан выходцами из Боспорского царства. Он состоял из трех частей, обнесенных укреплениями, причем центральная часть (225х240 м) была обнесена мощными стенами и башнями и окружена рвом. Город был застроен каменными домами без какой-либо определенной планировки. Население занималось не только транзитной торговлей с Боспором и Малой Азией, но и рыболовством, земледелием и скотоводством. Предметы культа танаитовОно было смешанного характера, т.е. греки-колонисты и танаиты-туземцы (сарматы). Постепенно Танаис все более "сарматизировался", что можно проследить по погребениям и эпиграфическим данным.

Правил городом боспорский наместник (пресбевт). Танаис вел длительную борьбу за независимость от боспорских правителей, временами выходя из подчинения Боспорскому царству. Монолит позднего танаисского погребения IV-Vвв.н.э. Фактически административная власть над греческим населением принадлежала эллинарху, а над танаитами - архонту. Однако очень скоро, из-за смешения населения, такое разделение исчезло. Сейчас историки полагают, что эллинарх управлял городскими жителями, а архонт танаитов - населением сельской округи. В 237 г. Танаис был разрушен прибалтийско-германскими племенами кочевников-готов. Через 140 лет он был восстановлен сарматами, но в начале V в. окончательно пришел в запустение и был заброшен.

Хутор Недвиговка  
   

Местоположение Танаиса длительное время было предметом споров ученых. Танаис был известен еще по свидетельству греческого географа Страбона, жившего в конце I в. до н.э. - начале I в. н.э. Страбон писал в своей "Географии": "При впадении реки [Танаис, т.е. Дон] в озеро [Меотское озеро, совр. Азовское море] лежит одноименный город Танаис, основанный эллинами, владеющими Боспором... он служил общим торговым местом для азиатских и европейских кочевников и для приезжающих по озеру из Боспора; первые доставляли рабов, шкуры и разные другие товары кочевников, а другие взамен привозили на судах платье, вино и прочие предметы, свойственные цивилизованному образу жизни". Первоначально исследователи древней истории Дона, начиная еще с адмирала Корнелия Крюйса , создавшего в начале XVIII в. "Прилежное описание реки Дон или Танаиса", считали, что Танаис располагался на месте древнего Азова. После начала в 1871 г. раскопок Елизаветовского городища именно это поселение было связано с Танаисом, хотя еще в 1823 г. археологом А.И. Стемпковским были произведены раскопки у хутора Недвиговка и высказано предположение о том, что именно здесь располагался страбоновский Танаис. Окончательно местоположение Танаиса на месте Недвиговского городища было установлено в 1955 г., после раскопок Нижне-Донской археологической экспедиции под руководством Д.Б. Шелова.

Раскопки Танаиса у Недвиговки. Можете перейти на Web-страницу археологического музея-заповедника "Танаис"

 

 

Кавказская Албания

Албанская керамикаСеверо-Восточный Кавказ в IV-III вв. до н.э. вошел в состав древнейшего государственного образования - Кавказской Албании. Границы территории Албании до сих пор точно не определены. Албанией греки именовали территорию от Армении до места проживания кочевников-сарматов. По сведениям Страбона, на рубеже II-I вв. до н.э. в этой стране проживало около 26 племен и народов со своими "царями", которые объединялись под властью одного царя-военачальника. Среди албан - жителей Кавказской Албании - античные авторы упоминают таких предков современных дагестанцев, как гелы и леги (жившие на северной границе по соседству с сарматами), дидуры (Западный Дагестан).

Албанская керамикаВ начале нашей эры, как писал Птолемей, в Албании было 29 городов и крупных поселений. Центром Албании был, вероятно, г. Кабала (в северном Азербайджане). Крупнейшим центром в Дагестане являлся г. Албана (на месте городища Топрак-кала в Южном Дагестане). Кроме Албаны, на территории Дагестана находилось еще 11 поселений албан, которые пока не локализованы. Города албан имели мощные оборонительные сооружения.

Албания располагала большим войском: по свидетельству Страбона, она могла выставить 60 000 пеших воинов и 22 000 конников. Албанское общество находилось на стадии военной демократии. Основными занятиями населения были земледелие и скотоводство, а также виноградарство и рыболовство. Кроме того, албанские города располагались на транскавказском торговом пути и играли роль транзитных пунктов в торговле. Постепенно в Албании выделилась знать во главе с царем, а также жречество и храмы, владевшие рабами.

Надпись на албанском языкеЯзыческая религия Албании была основана на поклонении луне, солнцу и огню. В IV в. царь Урнайр официально принял христианство, а в V в. возникла албанская письменность, которую разработал основоположник грузинского и армянского алфавитов Месроп Маштоц. Известно, что престол католикоса - главы албанских христиан - находился первоначально в г. Чора (близ Дербента).

Албаны с IV в. до н.э. вели постоянные войны - сначала с Александром Македонским на стороне Персии, позже (с I в. до н.э.) с Римом, а в начале нашей эры - с кочениками-гуннами. С IV в. Албания попала в зависимость от Сасанидского Ирана и в 461 г. царская власть в ней была упразднена. Однако в покоренной Албании постоянно вспыхивали антииранские восстания и в 487 г. при Вачагане III политическая самостоятельность страны была восстановлена. В VI в. Албания сильно пострадала от "Великого переселения народов", а с середины столетия контроль над ее южной частью вновь установили иранские Сасаниды. Приморская же территория попала под власть Хазарского каганата.

Камень с изображением павлинов и албанской надписью. Мингечаур.