Развитие общественного движения в регионе 
60-90-е гг.  XIX века 

В 60-90-е гг. Дон и Северный Кавказ, как и остальные регионы России, переживал эпоху постепенно подъема и расширения географии и масштабов общественного движения. Основные процессы общественного развития края совпадали с общероссийским. Вместе с тем наблюдалась и заметная специфика данного процесса:

 

Либеральное движение на Дону во второй половине XIX в.

В 60-70е гг. на Дону происходил процесс развития либерального движения, но оно было малочисленным и слабо организованным. Либералы не создали крупных  своих организаций и неизменно руководствовались общим лозунгом этого течения«позитивная работа на местах». . Идеи либерализма во многом нашли свое применение в земском движении. Донские либералы выступали за создание в крае земских учреждений и городских органов самоуправления, а позже - за расширение сферы их деятельности. Деятельность земств привлекала внимание широкой общественности. Однако стремление населения к самодеятельности в управлении на местах вызвала большие опасения у властей.

После проведения на Дону земской реформы местные органы самоуправления, а также либеральная печать стали организационными центрами либерального движения. Однако противостояние земств и областной администрации в итоге привело к ликвидации донского земства. Земская интеллигенция сыграла заметную роль в общественном подъеме конца 80-90-х гг. Местное либеральное общество в конце XIX в. не оставляло надежд на возобновление деятельности земств, но правительство решительно боролось с этими идеями.  За защиту идеи донского земства при Александре III была закрыта одна из лучших газет – «Донской голос» редактора Е.Д. Жигмановского.

Известные донские деятели во главе с бывшим членом Черкасской земской управы А.А. Донецким в конеце 90-х гг. вновь выступили за возобновление деятельности донского земства. Как отмечал
А.А. Донецкий,
«немедленное применение к Донской области положения о земских учреждениях… должно признать мерой, отвечающей одному из важнейших требований современной действительности. Этой мерой в значительной степени будут сглажены недостатки управления, обуславливаемые исключительностью господствующего у нас бюрократического режима. Вместе с тем, та же мера откроет излюбленным деятелям общества арену, на которой они, руководимые совестью, разумом и правдой, найдут поприще для должной, в поте лица работы на благо их Родины, при свете самой широкой гласности, перед живым контролем их избирателей». Но предложения донских либералов вновь были отвергнуты правительством и войсковым начальством.

Либеральное движение в области войска Донского приняло довольно широкие размеры. Главным образом либеральные идеи распространялись среди части промышленной и торговой буржуазии, учителей гимназий и училищ, врачей, землемеров, почтово-телеграфных работников и других слоев образованной интеллигенции. Не случайно либералы сыграли важную роль в культурно-просветительной деятельности. Они имели связи с общим движением в стране, получали письма и статьи лидеров из Петербурга и других городов. Среди сторонников либерализма были известные крупные донские предприниматели: заводчик Д.А.Пастухов в Сулине, табачные фабриканты в Ростове Я.С.Кушнарев и В.И.Асмолов, владелец бумажной фабрики И.С.Панченко и  другие. Активным либералом был младший сын крупного капиталиста Н.Е.Парамонов, который позднее организовал демократическое издательство на Дону.

 

Культурно-просветительная деятельность интеллигенции Дона

Культурно-просветительная деятельность донской интеллигенции сыграла важную роль в распространении  как либеральных, так и революционных идей, в развитии в крае общественного движения. Процессы развития культуры на Дону и Северном Кавказе имели немало общего с общероссийской культурной эволюцией. Тем не менее казачий (а на Кавказе - также и горский)  элементы культуры накладывали специфику на характер и темпы данного процесса. Так, на Дону  многие представители интеллигенции были выходцами из среды казачества, поэтому не случаен их огромный интерес к проблемам донского краеведения.

В 1864 г. был введен новый устав гимназий, по которому дети всех сословий могли обучаться не только в низших, но и в средних учебных заведениях. Устав позволил увеличить число обучающихся в области войска Донского, но обучались дети тех, кто мог платить. Не хватало учителей. В Ростове-на-Дону к 90-м гг. числилось 23 учебных заведения. Из них 14 начальных, 3 церковноприходских школы, ремесленное училище, мореходные классы, городское 5-классное училище и др. Общее число учащихся было 4416 человек. В 60-е гг. получило развитие женское образование на Дону. Вначале было открыто ростовское женское училище на 27 учениц, а к 70-м гг. оно было преобразовано в женскую гимназию. Открылись воскресные школы для рабочих и ремесленников, позволившие поднять уровень грамотности населения. Учебные заведения открывали общественные учреждения и частные лица.

К 60-м гг. в области (без Ростова, Нахичевани, Таганрога) было 36 окружных и приходских училищ и 1 гимназия с числом учащихся в них 2148 человек. Существовал Донской Мариинский институт в Новочерскасске. Это было первое учебное заведение для благородных девиц, дающее  среднее образование. Вскоре открылось и второе женское училище. Усилиями земств увеличилось количество сельских школ. Учителей готовило педагогическое отделение Новочеркасской гимназии, но так как их по-прежнему не хватало, то их замещали дьяки, отставные солдаты и др. К концу 70-х гг. на Дону обучалось 12,5 % мальчиков и 2,9% девочек. Дети дворян, промышленников и зажиточных казаков обучались в московских, петербургских вузах и за границей. В просвещении масс сыграли положительную роль донские библиотеки, хотя и немногочисленные, а также Новочеркасское общество распространения полезных книг.

Немаловажную роль сыграла периодическая печать в развитии грамотности и просвещения масс. Здесь издавались газеты "Донской вестник", "Ростовский вестник", публиковавшие местные сведения о проведении реформ, отклики на них. В "Донских войсковых ведомостях" печатались материалы по истории и географии края, сообщались статистические данные. Были газеты и в других донских городах. В их редакциях работали талантливые журналисты и писатели (А.Серафимович, К.Тренев). "Донская пчела", издававшаяся в Ростове, печатала либеральные материалы.

Подъем общественного движения и экономическое развитие края содействовали прогрессу научных исследований. Ученые Дона внесли большой вклад в науку. И.Н.Краснов оставил нам описания Земли Донской. Он изучал ее историю, географию, экономику, уклад казачьей жизни. С.Ф.Номикосов вел работу по исследованию сельского хозяйства края, занимался статистикой и экономикой. Историк Х.И.Попов был одним из создателей Общества любителей донской старины.

В подъеме общего культурного уровня жителей Дона большую роль играли писатели и театры трех городов - Таганрога, Ростова, Новочеркасска. Земля донская дала поэтов и писателей: А.П.Чехов, А.А.Леонов, Н.Ф.Щербина, М.Налбандян, М.С.Шагинян, А.М.Листопадов и др.В Донской области родились талантливые художники И.И.Крылов, Н.Н.Дубовской, К.А.Савицкий, М.Б.Греков, на своих полотнах запечатлевшие пейзажи и людей своего края. Таким образом, во второй половине XIX в. сложился значительный отряд передовой интеллигенции в области науки и художественного творчества, который в большой степени был просветителем народа.

 

 

Развитие культуры на Северном Кавказе

В сложных условиях межэтнического взаимодействия развивалась культура Ставропольского края и народов Северного Кавказа. В 60-90-е гг. в этом регионе проводились научные исследования русскими и горским учеными. Дальнейшее развитие получило кавказоведение. Изучалась история, этнография, экономика разных народов Северного Кавказа. Этими проблемами занимались кавказоведы М.М.Ковалевский, Д.Н.Анучин, В.Ф.Миллер и др. Исследовались чеченский, кабардино-балкарский, аварский и другие языки горских народов. Ученый филолог П.К.Услар создал труды по дагестанским и чеченскому языкам. А.Омаров был автором этнографических очерков; А.Чиркеевский собрал и издал аварские песни и сказки, басни,  создал труд о происхождении аварцев. По истории и этнографии Осетии опубликовал свои работы И.Д.Кануков. В 70-е гг. по истории и языкам народов края вышло несколько научных трудов и среди них историко-этнографические очерки Н.Алибова. Творческая интеллигенция того времени обучалась в ставропольской гимназии, Московском и Петербургском университетах.

Большое место в науке отводилось изучению природных условий Северного Кавказа, его фауне и флоре. Здесь действовало сельскохозяйственное общество, давшее положительные результаты для развития края. Немаловажную роль сыграло Кавказское медицинское общество, созданное в 1864 г. Врачи и фельдшеры учитывали местные условия, обследовали население многих районов региона. В пропаганде медицинских знаний использовалась и официальная периодическая печать - "Терские" и "Кубанские областные ведомости".

Военная история казаков Терского войска была написана историком А.В.Ржегусским, Кубанский историк и статистик Ф.А.Щербина занимался изучением истории края. В эти годы  проводились и археологические экспедиции. Археологи И.Черный, Г.Филимонов и др. дали научные результаты. Важным явилось описание Кавказских Минеральных вод, сделанное Г.Абихом и Ф.Баталиным. Воды привлекли внимание властей и предпринимателей, желавших строить там курорты. Курорты стали местом, где встречалась русская и кавказская интеллигенция, устанавливая связи.

Общественная мысль и общественно-политическое движение на Северном Кавказе были направлены на духовное развитие своих народов. Это объединяло интеллигентов-просветителей всех народов (карачаевцев, черкесов, адыгов, чеченцев и др.) в едином стремлении к прогрессу в развитии края.  Такими общественными деятелями-просветителями являлись А.Г.Кешев, А.А.Гассиев, Г.М.Цагулов, К.Хетагуров. Развивалась поэзия, расширялась почва для создания национально-самобытных В Кубанской области, Ставропольском крае, Терской области и Дагестане существовали школы и специальные учебные заведения - ремесленные и реальные училища, сельскохозяйственные школы и женские гимназии. В горских районах создавались русские школы, которые посещали и местные дети. В развитии образования сыграли определенную роль уездные училища и мусульманская школа. В Дербенте и Темир-Хан-Шуре были открыты первые женские учебные заведения. Материальная база школ и училищ была низкой, учителей тоже недостаточно, но грамотность населения постепенно повышалась. Библиотек было немного, но все же они содействовали распространению знаний через книги, газеты, сборники. Большое значение в этом деле имели Владикавказская газета "Терек", ставропольская - "Казбек" и издание православной церкви "Кавказские епархиальные ведомости".