Развитие промышленности, транспорта 
и торговли во второй половине XIX - начале XX вв.

В пореформенный период на Дону и Северном Кавказе продолжали сохраняться и распространяться разнообразные промыслы, которые, однако, повсеместно (кроме Дагестана) имели второстепенное значение и постепенно вытеснялись развивающейся промышленностью. Лишь некоторые промыслы в условиях региона были действительно народным занятием: в частности, важную роль для местного населения всегда играла рыбная ловля. Однако хищнический лов рыбы в итоге привел к падению роли и этого промысла.

Промышленность региона прошла основные стадии развития, характерные для страны в целом - мелкое товарное производство, капиталистическая мануфактура, крупная машинная индустрия. Во второй половине XIX - начале XX вв. в регионе имелось огромное количество мелких производств, далеко не все их которых переросли в предприятия фабричного типа. Значительное их число относилось к обрабатывающей промышленности. Так, пищевая промышленность давала почти половину всего промышленного производства Дона. Наряду с мелкими предприятиями, на Дону и Северном Кавказе к концу XIX в. выросла крупная современная промышленность. Прикаспийский регион и Грозненский район стали одними из крупнейших центров нефтяной промышленности. Но не одна нефть составляла богатства края: добывающая промышленность вообще во многом составляла его лицо. На Дону выросли крупные металлургические предприятия. Значительную роль становлении индустриальной базы региона сыграл иностранный капитал. В начале XX в. промышленное развитие региона достигло монополистической стадии. Здесь возникли мощные монополии, которые контролировались крупными банками.

Развитие промышленности во многом было связано с созданием современной инфраструктуры. Строительство железных дорог, развитие водного транспорта и портов Азовского и Черного морей способствовали развитию торговли как внутри региона, так и между Доном, Северным Кавказом и остальной Россией.